Танк Меркава


«Меркава» — это серия основных боевых танков, производство и разработка которых принадлежит Израилю. Дебютный танк выпущен в свет в 1979 году. На настоящее время последняя модификация – это «Меркава-4». Следующей модификации не присвоят наименование «Меркава-5», так как это будет машина с качественно новыми защитными, огневыми и двигательными показателями.

 

Содержание:

1. Фотографии
2. Видео
3. Меркава Mk.1

3.1 История создания

3.2 Описание конструкции

4. Тактико-технические характеристики Меркава Mk.4M

4.1 Размеры

4.2 Бронирование

4.3 Вооружение

4.4 Подвижность

4.5 Остальные параметры

4.6 Сравнение по модификациям

5. Модернизации
6. На вооружении
7. Боевое применение

7.1 Ливанская война 1982 года

7.2 Вторая ливанская война 2006 года

7.3 После 2006 года

8. Машины на базе

 

1. Фотографии

 

2. Видео


 

3. Меркава Mk.1

3.1 История создания

Утверждение программы разработки «Меркава» относится к лету 1970 года. Стимулом к этому послужил отказ Великобритании продать Израилю танки «Чифтен». Главным проектировщиком стал не инженер, а боевой офицер. Весной следующего года был выполнен стальной макет, в 1972 – велась отработка концепции переднего размещения моторно-трансмиссионного отделения на измененном танке «Центурион». Через два года свет увидели два опытных образца. Четыре первых танка, выпущенные в рамках серийного производства были приняты в состав Армии обороны Израиля весной 1979 года, а осенью – приняты на вооружение.

 

3.2 Описание конструкции

Компоновка у танка такова, что спереди находится моторно-трансмиссионное отделение. Это дает экипажу большую безопасность. Также сильно экономится заброневой объем кормы корпуса. Главное преимущество «Меркавы» — это отсек, необходимый для перевозки раненых либо десантников. Также в нем можно размещать дополнительные боеприпасы. Такая характерность делает «Меркаву» универсальной боевой машиной, способной служить не только танком, но также и БМП, и БТР. У отсека есть в кормовой части броневая дверь, через которую экипаж в случае опасности может выбраться из танка.

 

4. Тактико-технические характеристики Меркава Mk.4M

4.1 Размеры

  • Длина корпуса, мм: 7450
  • Длина с пушкой вперёд, мм: 9040
  • Ширина корпуса, мм: 3720
  • Высота, мм: 2660
  • Клиренс, мм: 530 (с учетом дополнительного бронирования днища — 430).

 

4.2 Бронирование

  • Тип брони: разнесённая модульная четвёртого поколения; литая стальная; противоснарядно-противокумулятивная
  • Активная защита: да
  • Динамическая защита: нет.

 

4.3 Вооружение

  • Марка и калибр пушки: MG253; 120-мм
  • Тип пушки: гладкоствольная пушка — пусковая установка ПТУР «Лахат»
  • Длина ствола, калибров: 50,92
  • Боекомплект пушки: 48
  • Прицелы: командира — панорамный ночной (тепловизионный)/дневной с автосопровождением цели; наводчика — ночной (тепловизионный)/дневной с автосопровождением цели; резервные инфракрасные и оптические
  • Пулемёты: 1 × 12,7-мм M2HB; 2 × 7,62-мм FN MAG
  • Другое вооружение: миномёт калибра 60-мм.

 

4.4 Подвижность

  • Тип двигателя: 12-цилиндровый четырёхтактный V-образный дизельный водяного охлаждения, оснащенный турбонаддувом
  • Мощность двигателя, л. с.: 1500
  • Скорость по шоссе, км/ч: ~60
  • Запас хода по шоссе, км: 500
  • Тип подвески: индивидуальная на вертикальных пружинах
  • Преодолеваемый подъём, град.: 30°
  • Преодолеваемая стенка, м: 1,2
  • Преодолеваемый ров, м: 3,0
  • Преодолеваемый брод, м: 1,4

 

4.5 Остальные параметры

  • Боевая масса, т: 70
  • Компоновочная схема: в передней части – отделение управления и моторное отделение, посреди – отделение управления, в задней части – топливо и снаряды
  • Экипаж, чел.: 4

 

4.6 Сравнение по модификациям

  • Боевая масса, т: Mk.1: 56; Mk.2: 60; Mk.3: 63; Mk.4 65
  • Экипаж, чел.: 4
  • Удельная мощность, л. с./т: Mk.1: 16,1; Mk.2: 15; Mk.3: 19; Mk.4: 23,1
  • Длина с пушкой вперёд, мм: Mk.1, Mk.2: 8300; Mk.3, Mk.4: 9040
  • Длина корпуса, мм: Mk.1, Mk.2: 7450; Mk.3, Mk.4: 7600
  • Ширина, мм: 3720
  • Высота танка, мм: 2660
  • Длина опорной поверхности, мм: 4520
  • Клиренс, мм: 530
  • Максимальная скорость движения, км/ч: Mk.1, Mk.2: 56; Mk.3: 60; Mk.4: 65
  • Запас хода по топливу, км: Mk.1: 400; Mk.2, Mk.3, Mk.4: 500
  • Максимальный угол подъёма: 30°
  • Ширина рва, м: 3
  • Глубина брода, м: 1,38
  • Тип брони: Mk.1: разнесённая; Mk.2: комбинированная + разнесённая; Mk.3, Mk.4: комбинированная, модульная
  • Танковая пушка: Mk.1, Mk.2: 105-мм нарезная M68; Mk.3: 120-мм гладкоствольная MG251; Mk.4: 120-мм гладкоствольная MG253
  • Спаренный с пушкой пулемёт: 7,62-мм MAG
  • Зенитный пулемёт: Mk.1, Mk.2, Mk.3: 2 × 7,62-мм MAG; Mk.4: 7,62-мм MAG
  • Угол горизонтального обстрела: 360°
  • Угол возвышения: 20°
  • Угол снижения на нос танка: Mk.1, Mk.2: 8,5°; Mk.3: 7,5°; Mk.4: нет данных
  • Тип артиллерийского выстрела: Mk.1, Mk.2: унитарный с металлической гильзой; Mk.3, Mk.4: унитарный с частично сгорающей гильзой
  • Боекомплект, выстрелов: Mk.1, Mk.2: 62; Mk.3: 46; Mk.4: 48
  • Выстрелы первой очереди: Mk.1, Mk.2: 6 в ящике на полу боевого отделения; Mk.3: 5 в механическом барабане на полу боевого отделения; Mk.4: 10 в электрическом барабанном механизме в нише башни
  • Боекомплект, патронов: 10 000
  • Система управления огнём: Mk.1: «Матадор-1»; Mk.2: «Матадор-2»; Mk.3: «Матадор-3» либо «Баз»; Mk.4: усовершенствованный «Баз»
  • Стабилизатор танкового вооружения: Mk.1, Mk.2: двухплоскостной гидравлический; Mk.3, Mk.4: двухплоскостной электрический
  • Прицел-дальномер: Mk.1: перископический комбинированный, с лазерным дальномером и ночным пассивным каналом; Mk.2: перископический комбинированный, с лазерным дальномером и тепловизором либо ночным пассивным каналом; Mk.3, Mk.4: перископический комбинированный, с лазерным дальномером и тепловизором, стабилизированный в двух плоскостях
  • Прицел командира: Mk.1, Mk.2: перископический с отводом от прицела наводчика; Mk.3: стабилизированный в двух плоскостях либо перископический с отводом от прицела наводчика, с ночным пассивным каналом, комбинированный перископический; Mk.4: комбинированный перископический, с ночным тепловизионным каналом, стабилизированный в двух плоскостях
  • Двигатель: Mk.1, Mk.2: четырёхтактный 12-цилиндровый дизель воздушного охлаждения AVDS-1790-5A; Mk.3: четырёхтактный 12-цилиндровый дизель воздушного охлаждения AVDS-1790-9AR; Mk.4: четырёхтактный 12-цилиндровый дизель водяного охлаждения GD883
  • Мощность двигателя, л. с.: Mk.1, Mk.2: 900; Mk.3: 1200; Mk.4: 1500
  • Вместимость топливных баков, л:            Mk.1: 1100; Mk.2, Mk.3, Mk.4: 1400
  • Трансмиссия:            Mk.1: «Аллисон» CD-850-6B, гидрообъёмный механизм поворота,  гидромеханическая полуавтоматическая; Mk.2, Mk.3: «Ашот», гидрообъёмный механизм поворота, гидромеханическая автоматическая; Mk.4: Renk RK 325, гидрообъёмный механизм поворота, гидромеханическая автоматическая
  • Количество передач, вперёд/назад            : Mk.1: 2/1; Mk.2, Mk.3: 4/3; Mk.4: 5/4
  • Ходовая часть: с передним расположением ведущих колёс
  • Гусеничная лента: ОМШ
  • Количество траков: 110
  • Ширина трака, мм: Mk.1, Mk.2: 640; Mk.3, Mk.4: 660
  • Тип амортизации опорного катка:            наружная
  • Диаметр опорного катка, мм: 790
  • Система подрессоривания: пружинная с гидравлическими амортизаторами, индивидуальная
  • Амортизаторы: Mk.1, Mk.2: гидравлические телескопические;  Mk.3, Mk.4: гидравлические роторные.

 

5. Модернизации

  • «Меркава Mk.1B», 1983 год – частично модернизированные до уровня Mk.2, ранее построенные Mk.1. Произошла замена бортовых экранов, установлен противокумулятивный экран, система управления огнем улучшена до уровня  Mk.2 либо Mk.2B. Но, несмотря на эти преимущества, башня лишена дополнительного оборудования, на кормовой части нет корзин для имущества, а также по-прежнему во внешнем положении располагается миномет калибра 60-мм.
  • «Меркава Mk.2D», 1999 – модернизированные, ранее построенные «Меркава Mk.2B». Броней четвертого поколения обработали башню и корпус
  • Также основную часть находящихся в резерве танков  получила дополнительное бронирование крыши башни. А на имеющие такую возможность танки установили прицел «Баз».

 

6. На вооружении

  • Израиль: 441 Mk.1, 455 Mk.2, 454 Mk.3 и 175 Mk.4
  • Сингапур: Летом 2014 года был подписан контракт на поставку Mk.4.

 

7. Боевое применение

7.1 Ливанская война 1982 года

В первых для себя боях танк участвовал в 1982 году во время Ливанской войны. Всего в ней участвовало 1000 машин. Как считают эксперты, они показали себя в боевых условиях очень эффективными. Особенно это утверждение касается обеспечения безопасности экипажей. За время войны из строя были выведены 34 единицы. Следует сказать, что такие инциденты случались не только непосредственно в боях, но и по таким причинам, как слишком высокая температура воздуха, перегревы мотора, засорение песком фильтров.

 

7.2 Вторая ливанская война 2006 года

Во Второй ливанской войне принимали участие танки «Меркава Mk.3», «Меркава Mk.2» и «Меркава Mk.4» общим количеством 400 единиц. В большинстве случаев они эксплуатировались для эвакуации раненых и поддержки пехоты. В боевых условиях они понесли многочисленные потери, самой устойчивой оказалась «Меркава Mk.4».

 

7.3 После 2006 года

Летом 2007 года «Меркава-4» была подбита из-за плотного огня РПГ. Двое из членов экипажа отделались легкими осколочными ранениями. В декабре 2010 года в «Меркаву-3» попала ракета Ат-14 «Корнет». Экипаж не пострадал.

 

Весной 2011 года танк, дополненный комплексом активной защиты «Трофи» обстреляли ручным противотанковым гранатометом. «Трофи» своевременно зафиксировала угрозу и выпустила средства нейтрализации, из-за чего ракета была ликвидирована на безопасном расстоянии. Затем она еще не один раз демонстрировала свою эффективность.

 

8. Машины на базе

  • 155-мм самоходная гаубица «Шолеф» («Slammer») – в 1984-1986 годах были произведены два опытных образца, но впоследствии она серийно не производилась и не поступала на вооружение
  • Бронированная ремонтно-эвакуационная машина «Намер» — на основе Mk.3, серийно не производилась
  • Тяжёлый бронетранспортёр «Намер» —  разработка, на базе шасси Mk.1, стартовала в 2006 году, производится серийно, вошла на вооружение ЦАХАЛ в 2008 году.