Танк Абрамс


M1 Abrams является основным танком Соединенных Штатов Америки. Начало серийного выпуска датируется 1980 годом. Состоит в составе вооружений морской пехоты и армии США, Саудовской Аравии, Ирака, Египта, Австралии и Кувейта. Наименование получил в честь генерала Крейтона Абрамса.

 

Содержание:

1. Фотографии
2. Видео
3. История создания и производства
4. Модификации
5. Машины на базе танка Абрамс
6. Тактико-технические характеристики

6.1 Размеры

6.2 Бронирование

6.3 Вооружение

6.4 Подвижность

6.5 Остальные параметры

7. Конструкция
8. На вооружении
9. Оценка машины

9.1 Достоинства

9.2 Недостатки

 

1. Фотографии

 

2. Видео

 

3. История создания и производства

Начало разработки танка, которому было впоследствии дано обозначение M-1 стартовало после того, как в 1971 году закрылась программа XM-803. Чтобы снизить уровень технологического риска, было решено создать новый танк по классической схеме, с использованием в виде основного вооружения пушки высокой баллистики и с экипажем в количестве четырех человек.   После того, как были окончены испытания, был учрежден конкурс на постройку 462 танков. По итогам его возможными компаниями-изготовителями стали Крайслер и Дженерал Моторс.   В итоге Крайслер стал победителем с вариантом танка, оснащенным газотурбинным двигателем.   В начале 1981 года танк, обозначенный определением «105-мм пушечный гусеничный танк М1» вошел в состав армии США.   Производство этой модели завершилось в 1995 году. Сейчас идут работы по модернизации танков «Абрамс». Усовершенствованные модели танков предназначены не только для Вооруженных сил США, но и для отправки на экспорт.

 

4. Модификации

  • XM1-FSED — предназначен для тестовых испытаний. Выпущено 11 единиц.
  • M1 — базовая модель, обладающая боекомплектом в 55 выстрелов и нарезной пушкой калибра 105 мм.
  • M1IP – усиление лобового бронирования башни, электроспуск ЗПУ, модернизация трансмиссии и подвески.
  • M1A1 – боекомплект в 40 выстрелов, гладкоствольная пушка калибра 120 мм, усиление бронирования лба корпуса, коллективная система защиты от ОМП с кондиционером.
  • M1A1HA  — урановая броня первого поколения, усиление бронирования башни.
  • M1A1HC – урановая броня второго поколения, боекомплект в 42 артвыстрела, улучшение цифрового управления двигателя и некоторые другие изменения.
  • М1А1НА – урановая броня второго поколения, усиление бронирования лба башни.
  • М1А1D — улучшение цифровых компонентов, дигитальные распределительные щитки боевого отделения и шасси.
  • M1A1AIM – капитальные модернизация и ремонт.
  • M1A1AIM Block I – капитальные модернизация и ремонт. Тепловизионный прицел ЗПУ, тепловизионная камера второго поколения для основного прицела наводчика, интегрированная система для самодиагностики бортовых систем, терминал FBCB2-BFT.
  • M1A1AIM Block II /M1A1SA – урановая броня третьего поколения.
  • M1A1FEP – аналог M1A1AIM Block II для КМП США.
  • M1A1KVT – модификация M1A1, оснащенная комплексом для симуляции танков, произведенных в СССР.
  • M1A1M – для экспорта в Республику Ирак.
  • M1A1SA – для экспорта в Королевство Марокко.
  • M1A1 Block III – необитаемое боевое отделение с автоматической системой вооружения, новая компоновка внутренних объемов корпуса, новое радиоэлектронное оборудование и силовой агрегат. Экспериментальная версия.
  • M1 SRV – весовой имитатор башни лафетной компоновки. Экспериментальный прототип на шасси танка М1 для исследования новой компоновки агрегатов внутри танкового корпуса.
  • M1 TTB – бронекапсула, рассчитанная на трех членов экипажа в передней части танка, необитаемая башня, боекомплект из 44 унитарных снарядов, размещённый в двухрядный карусельный магазин с вертикальным расположением ячеек с автоматической системой заряжания, гладкоствольная пушка M256 калибра 120 мм. Экспериментальный прототип на шасси танка М1, прошедших доработку после испытаний машины M1 SRV.
  • M1 CATTB — 140-мм гладкоствольная танковая пушка с многодатчиковой системой обнаружения цели и автоматом заряжания, система гидропневматической подвески в балансире, усовершенствованный объединённый силовой блок на базе дизельного двигателя. Экспериментальный проект.
  • M1A2 — новый прицел наводчика с безопасным для глаз дальномером и со стабилизацией в двух плоскостях, тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя,  независимый тепловизионный панорамный прицел командира, боевая информационно-управляющая система IVIS, командирская башенка с 8 перископами. Усиленное бронирование башни с помощью наполнения урановой броней 2-го поколения лобовых деталей и увеличения их габарита. Боекомплект орудия рассчитан на 42 выстрела.
  • M1A2 SEP – вмонтированные в прицелы командира и наводчика тепловизионные камеры 2-го поколения, система управления войсками FBCB2. Лобовые детали башни наполнены урановой броней 3-го поколения, что увеличило стойкость  против кумулятивных средств поражения. Кондиционирование, цветные дисплеи.
  • M1A2 SEP V2 – прицелы с инфракрасными и электрооптическими прицелами, усовершенствованные цветные дисплеи для отображения тактической обстановки, силовая установка, подверженная доработке и средства связи, совместимые с информационно-боевыми сетями пехотных соединений и частей. Внедрены технологии, разработанные по программе «Боевые системы будущего».
  • M1A2S — модернизация M1A1 и M1A2 для Королевства Саудовская Аравия. Газотурбинный двигатель  LV-100-5, усиление бронирования фронтальной проекции башни и корпуса, динамическая защита ходовой части. Замена систем управления огнем и связи, 120 мм пушки М-256.
  • TUSK — тепловизионный прицел для турельной установки пулемёта М240 заряжающего, щитки для защиты командира и заряжающего при наблюдении из открытых люков, комплекс динамической защиты для повышения защиты боковых проекций от кумулятивных средств поражения, разнесённое бронирование днища, гарнитура для связи с пехотой, дополнительный пулемет М2 на установке (размещенный на маске орудия), дистанционно-управляемая установка, тепловизионный прицел командирской ЗПУ.
  • M1A3 – усовершенствование подвески опорных катков, легкая пушка 120-мм калибра, облегченная броня, повышение долговечности катков, дальнобойное высокоточное вооружение, коробка скоростей и усовершенствованный двигатель. Разрабатывается.

 

5. Машины на базе танка Абрамс

  • M1 Grizzly CMV – инженерная бронемашина: экипаж из двух человек, 4,5-м бульдозерный отвал, 6,3-т стрелочный экскаватор длиной до десяти метров, пулемет 12,7-мм калибра.
  • M1 Panther II — дистанционно-управляемая и управляемая бронемашина разминирования.
  • M104 Wolverine — танковый мостоукладчик.
  • M1ABV — штурмовая бронемашина разминирования для КМП США.
  • M1 Armored Recovery Vehicle — прототип БРЭМ.

 

6. Тактико-технические характеристики

6.1 Размеры

  • Боевая масса, т: М1 – 55; М1А1 – 57,15; М1А2 – 62, 5
  • Длина, м: 7,92
  • Длина с пушкой, м: М1 – 9,77; М1А1, М1А2 – 9,83
  • Ширина, м: 3,66
  • Высота. м: 2,43
  • Эквивалентная толщина лба корпуса, мм: М1 – 550; М1А1, М1А2 — 650
  • Эквивалент по стойкости лобовой брони корпуса (БОПС), мм: М1 – 450; М1А1, М1А2 — 550
  • Эквивалент по стойкости лобовой брони корпуса (КС), мм: М1 – 550; М1А1, М1А2 – 650
  • Борта корпуса, мм: 20 (35 до МТО)
  • Корма корпуса, мм: 20
  • Эквивалентная толщина лба башни, мм: М1 – 700; М1А1 – 800; М1А2 – 900.
  • Эквивалент по стойкости лобовой брони башни (БОПС), мм: М1 – 380; М1А1 – 500; М1А2 – 700.
  • Эквивалент по стойкости лобовой брони башни (КС), мм: М1 – 500; М1А1 – 700; М1А2 — 900
  • Крыша, мм: 70
  • Клиренс, мм: 483…-432.

 

6.2 Бронирование

  • Тип брони: противоснарядная, катаная комбинированная и стальная
  • Активная защита: AN/VLQ-6 MCD (экспериментально, на единичных экземплярах М1А1)
  • Динамическая защита: ARAT (опционально).

 

6.3 Вооружение

  • Пушка: М1 – 105-мм М68А1; М1А1, М1А2 – 120 мм М256
  • Тип пушки: М1 – нарезная; М1А1, М1А2 — гладкоствольная
  • Длина ствола, калибров: 50.92 у M68; 44.2 у М256
  • Прицелы: основной прицел наводчика: комбинированый (всесуточный) перископический монокулярный со встроенным лазерным дальномером. Зенитный: перископический монокулярный Kollmorgen Model 938. Резервный: телескопический шарнирный Kollmorgen Model 939
  • Пулемёты: 1 × 12,7-мм M2 HB и 2 × 7,62-мм M240
  • Боекомплект, выстрелов / 12,7-мм / 7,62-мм патронов: М1 – 55/900/11400; М1А1, М1А2 – 40 (17 из них относятся к первой очереди)/900/11400.

 

6.4 Подвижность

  • Двигатель: ГТД Avco Lycoming AGT-1500 1500 л.с.
  • Мощность двигателя, л.с: 1500
  • Удельная мощность, л.с./т: М1 — 27,6 (22,6); М1А1 — 27,1 (22,3); М1А2 — 23,80
  • Максимальная скорость по шоссе, км/ч: М1, М1А1 — ~65; М1А2 — ~67
  • Запас хода по шоссе, км: М1, М1А1 – 440; М1А2 — 465
  • Тип подвески: индивидуальная торсионная
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: М1 — 0,93; М1А1 — 0,95; М1А2 — 1,07
  • Преодолеваемый ров, м: 2,7
  • Преодолеваемая стенка, м: 1,2
  • Преодолеваемый брод, м: 1,2 (2,0 с ОПВТ).

 

6.5 Остальные параметры

  • Боевая масса, т: М1 — 54,4; М1А1 — 61,34; М1А2 — 62,14; M1A2SEP — 63,1
  • Компоновочная схема: классическая
  • Экипаж, чел.: 4.

 

7. Конструкция

При разработке танка применена классическая компоновочная схема с боевым отделением в средней части, отделением управления в передней части и моторно-трансмиссионным отделением в комовой части. В состав экипажа входят командир, заряжающий, наводчик и механик-водитель.

 

8. На вооружении

  •  Австралия: 59 М1А1 AIM
  • Египет: 1130 M1 разных версий
  • Ирак: 140 M1A1M
  • Кувейт: 218 M1A2 и его вариантов
  • Саудовская Аравия: 315 M1A2S
  • США: около 6900 M1, M1A1 и M1A2. Армия США владеет 1963 M1A2 (62 изготовленных, 1308 переделанных из М1А1, 588 модернизированных М1А2 до уровня SEP), около 2400 M1A1, 505 TUSK. Корпус морской пехоты США владеет 415 танками.

 

9. Оценка машины

9.1 Достоинства

  • Надежный и мощный двигатель в сочетании с трансмиссией и современной подвеской дает танку большую или равную подвижность по сравнению с более легкими танками других государств, в случае если грунт выдерживает массу танка.
  • Наличие снарядов М829А3 с высокой пробиваемостью (М1А2SEP), считается рекордсменом по бронепробиваемости.
  • Существует мнение, что выхлоп ГТД значительно демаскирует танк для теплового видения из-за более высокой температуры, чем у других аналогов, но оно опровергнуто. Можно сказать, что у ряда ОБТ (Меркава, Леклерк) выхлоп двигателя расположен под башней, следовательно, стороной к противнику, но из-за этого их не причисляют по этим параметрам к высокозаметным.

 

9.2 Недостатки

  • Борта корпуса обладают значительно меньшей толщиной, даже по сравнению с большинством танков времен второй мировой войны. Усилением их служит лишь фальшборт из мягкой стали с наполнителем. В силу этого, они легкоуязвимы для огня противника и старыми моделями гранатометов. Эту проблему получилось разрешить только на TUSK с помощью ДЗ.
  • В отличие от большинства современных танков не имеется управляемое вооружение.
  • В силу отсутствия автомата заряжания скорострельность машины недостаточно велика, потому что заряжающий быстро устает и эффективность его работы снижается. К тому же, в случаях выхода из строя автомата заряжения на других танках обязанности заряжающего приходится брать на себя одному из членов экипажа при менее комфортных условиях. Это делает отсутствие/наличие заряжающего относительным недостатком/преимуществом.
  • У машины отсутствует возможность вести рядовой артиллерийский огонь. В лучшем случае она может вести огонь картечью по не бронированным целям на минимальные дальности, либо кумулятивными снарядами, такими же эффективными, как противотанковые управляемые работы. А, например, английский танк Челленджер-2 обладает боекомплектом, оснащенным пластинчатыми (бронебойно-фугасными) снарядами. Например, в английском Челленджере 2 есть бронебойно-фугасные снаряды (они же — пластинчатые). В израильском Меркаве 4 есть управляемый ОФ. Танки же, произведенные на основе советских разработок всегда укомплектованы ОФЗ и с успехом используют их в войнах уже свыше 50 лет.