Противотанковая САУ 2С25 «Спрут-СД»


2С25 «Спрут-СД» (по индексу ГАБТУ — объект 952) – это самоходная авиадесантная противотанковая пушка производства СССР, и, впоследствии, РФ. Разработка произведена ОКБ-9 (Екатеринбург) и в КБ Волгоградского тракторного завода. При этом научное руководство осуществлял ЦНИИ Точного машиностроения (Климовск). Функционал 2С25 «Спрут-СД» заключается в борьбе с бронетехникой, танками и военнослужащими противника в составе подразделений морской пехоты, ВДВ и спецвойск.

 

Содержание:

1. Фотографии
2. Видео
3. История создания

3.1 Предпосылки к созданию

3.2 Предварительные проработки

3.3 Испытания и принятие на вооружение

4. Тактико-технические характеристики

4.1 Размеры

4.2 Бронирование

4.3 Вооружение

4.4 Подвижность

4.5 Остальные параметры

5. Серийное производство и модификации

 

1. Фотографии

 

2. Видео

 

3. История создания

3.1 Предпосылки к созданию

К концу 60-х годов Советская армия располагала легкими танками ПТ-76. Ими в большинстве своем распоряжались линейные части морской пехоты и разведывательные подразделения сухопутных войск. Когда в 1966 году на вооружение была принята БМП-1, необходимость дальнейшей эксплуатации ПТ-76 стала неочевидной, но имелись мнения, что нельзя просто так отказываться  от техники этого класса. К тому же такой вид вооружения, как плавающий легкий танк, отлично себя показал во время арабо-израильских конфликтов. По этой причине в восьмилетний план опытно-конструкторских научно-исследовательских работ вошла разработка такого плавающего легкого танка, который стал бы лучше, чем ПТ-76Б и его аналоги в зарубежных государствах. До 1980-х годов произошла разработка нескольких вариантов танка, включая «Объект 934». В начале 1980 года работы по новому легкому танку были свернуты, из-за старта работ по БМП «Объект 688».

 

К середине соответствующего десятилетия, государства, входящие в блок NATO, начали вооружаться танками М1, М60А3, Челленджер и Леопард 2. Советская армия же была вооружена БТР-РД «Робот» и БМД-1, более слабыми по отношению к западным моделям. Тогда же благодаря началу эксплуатации самолетов Ил-76, значительно выросли возможности советской военно-транспортной авиации. Максимальная грузоподъемность стала 40 тонн, а десантируемый груз – 20 тонн. Так как военно-десантные войска смогли производить более тяжелые боевые машины с одновременным повышением огневой мощи и защищенности, то возможности модернизации шасси типа БТР-Д и БМД-1 зашли в тупик.

 

3.2 Предварительные проработки

В 1982 году ЦНИИ «Точного машиностроения» сделал научно-исследовательскую работу на тему создания противотанковой самоходной пушки легкой категории по массе, калибра 125 мм. В следующем году вышел нормативно-правовой акт, где говорилось о необходимости выполнения предварительных работ по оценке возможности разработки противотанковой самоходной пушки на основе агрегатов и узлов перспективной БМД.

 

Шасси было взято от «Объекта 934». В 1983 году состоялась передача одного из трех его опытных образцов в ЦНИИ «Точного машиностроения», и затем, в течение года там изготавливался макет самоходной авиадесантной противотанковой пушки калибра 125 мм. Он был выполнен по башенной классической схеме, но еще были такие варианты, как с вынесенным вооружением и рубочный. В 1984 году прошли опытные стрельбы, которые показали, что по кучности новое оружие также хорошо, как и танки, а нагрузки, воздействовавшие на корпус и экипаж, были в норме. Эти проработки составили базу опытно-конструкторских работ, которым было присвоено название «Спрут-СД», по индексу ГРАУ – 2С25.

 

3.3 Испытания и принятие на вооружение

В том же году произошло утверждение тактико-технического задания. В следующем году стартовали работы над разработкой пушки. В начале 1986 года началась разработка средств десантирования. В 1990-1991 годах прошли госиспытания пушки. При этом  средства десантирования их не прошли. Были выявлены их очень высокая цена производства, проблемы в использовании и неудобное устройство кассетного блока парашютно-реактивного двигателя. Поэтому в 1994 году эти средства десантирования были отменены, а взамен стартовали разработки бесплатформенной системы десантирования П260М «Спрут-ПДС». В 2001 году прошли дополнительные испытания. Наконец, через 5 лет, пушка вошла в вооружение армии РФ.

 

4. Тактико-технические характеристики

4.1 Размеры

  • Длина корпуса, см: 708,5
  • Длина с пушкой вперёд, см: 977
  • Ширина корпуса, см: 315,2
  • Высота, см: 305
  • База, см: 422,5
  • Колея, см: 274,4
  • Клиренс, см: 10…50.

 

4.2 Бронирование

  • Тип брони: противопульная.

 

4.3 Вооружение

  • Марка и калибр пушки: 2А75, калибр 125 мм
  • Тип пушки: гладкоствольная пушка
  • Длина ствола, калибров: 48
  • Боекомплект пушки: 40
  • Углы ВН, град.: -5…+15
  • Углы ГН, град.: 360
  • Прицелы: ТО1-КО1Р, 1А40-1М, 1К13-3С
  • Пулемёты: ПКТМ, калибр 7,62 мм.

 

4.4 Подвижность

  • Тип двигателя: 2В-06-2С
  • Мощность двигателя, л. с.: 510
  • Скорость по шоссе, км/ч: 70
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 45—50, вплавь — 9
  • Запас хода по шоссе, км: 500
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 350
  • Удельная мощность, л. с./т: 28,3
  • Тип подвески: гидропневматическая индивидуальная
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,36—0,53
  • Преодолеваемый подъём, град.: 35
  • Преодолеваемая стенка, см: 80
  • Преодолеваемый ров, см: 280
  • Преодолеваемый брод: плавает.

 

4.5 Остальные параметры

  • Классификация: противотанковая самоходная пушка
  • Боевая масса, кг: 18000
  • Компоновочная схема: классическая
  • Экипаж, чел.: 3

 

5. Серийное производство и модификации

Кроме самоходной артиллерийской установки «Спрут-СД», предназначающейся для военно-десантных войск, велись разработки и противотанковой самоходной пушки «Спрут-ССВ» калибра 125 мм, для использования сухопутными войсками. У нее нет возможностей десантирования, а базовым шасси стала разработка под названием «Планер» (КБ Харьковского транспортного завода), произведенная в целях замены в сухопутных войсках гусеничных тягачей МТ-Лбу и МТ-ЛБ. Но проект «Спрут-ССВ» остановился в развитии после создания и испытаний опытных образцов.

 

Серийный выпуск СПТП 2С25 был открыт до взятия на вооружение, в 2005 году, на Волгоградском тракторном заводе и длился 5 лет. Затем он был остановлен, в целях модернизации САУ «Спрут-СД». Ей присвоили обозначение 2С25М. Была сделана унификация с БМД-4М по трансмиссии, двигателю и ходовой части. Также впоследствии будет усовершенствован прицельный комплекс. После того, как эта модернизация завершится, выпуск САУ «Спрут-СД» будет возобновлен.