Универсальные десантные корабли типа «Мистраль»


Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» — это тип УДК-вертолетоносцев, которыми вооружены Военно-Морские Силы Французской республики.

 

Корабли такого типа могут выполнять одновременно четыре задачи: являться плавучим госпиталем, центром командования, заниматься принятием и обслуживанием боевых вертолетов и выполнять десантирование на сушу моторизованных воинских частей. Также в одно и то же время на них могут находиться: 4 десантных баржи; 16 ударных вертолетов Eurocopter Tiger или многоцелевых вертолетов NHI NH90; танковый батальон из 40 танков Leclerc или 13 основных танков AMX-56 Leclerc и 450 солдат (их число может дойти до 900, если они будут находиться на борту небольшое время). Для размещения вертолетов имеется ангар площадью 1800 кв. м.

 

Тремя из представителей этого типа, Mistral L9013, Dixmude L9015 и Tonnere L9014 распоряжаются ВМС Франции.

 

Два таких корабля Франция строит для РФ (причем кормовые части строит Балтийский завод, находящийся в Санкт-Петербурге), также были планы построить еще два судна на этом заводе полностью.

 

Содержание:

1. Фотографии
2. Видео
3. Тактико-технические характеристики

3.1 Основные характеристики

3.2 Вооружение

3.3 Особенности кораблей для РФ

4. Заказ ВМФ России
5. Представители

 

1. Фотографии

 

2. Видео

 

3. Тактико-технические характеристики

 3.1 Основные характеристики:

  • Водоизмещение: 21300 т (полное), 32300 т (предельное).
  • Длина: 199 м (наибольшая).
  • Высота: 64,3 м.
  • Ширина: 32 м (по ватерлинии).
  • Осадка: 6,3 м (с ГАС).
  • Бронирование: нет.
  • Двигатели: 3 дизель-генератора «Вяртсиля» 16 V32 (6,2 MВт), 1 дизель-генератор «Вяртсиля» 18V200 (3,3 MВт), 2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт).
  • Мощность: 20400 л. с. (15 MВт).
  • Движитель: два пятилопастных гребных винта.
  • Скорость хода: 19 узлов (максимальная), 18 узлов (крейсерская).
  • Дальность плавания: 5800 миль (10800 км) на 18 узлах (33 км/ч), 10700 миль (19800 км) на 15 узлах (28 км/ч).
  • Автономность плавания: 30 суток.
  • Экипаж: 160 человек (20 офицеров) + 450 морских пехотинцев (900 морских пехотинцев на небольшую дальность).

 

3.2 Вооружение

  • Штатные десантно-высадочные средства: 2 десантных катера-катамарана типа EDAR либо 4 десантных катера типа CTM, с длиной в 23 м и шириной в 6,3 м.
  • Радиолокационное вооружение: 2 навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR3D-NG.
  • Тактическое ударное вооружение: нет.
  • Артиллерия: АК-630.
  • Зенитная артиллерия: 4 × 12,7-мм пулемёта «Браунинг»; «3М47» Гибка, 2 × 30-мм артустановки Breda-Mauser.
  • Ракетное вооружение: 2 × 2 — ПУ ЗРК Simbad.
  • Авиационная группа: 32 легких вертолёта либо 16 тяжёлых вертолётов; численность авиационных групп на российских ДВКД 30 вертолётов Ка-27М либо Ка-52К и Ка-29.

 

3.3 Особенности кораблей для РФ

В СМИ временами можно прочесть сообщения о тактико-технических характеристиках, имеющих отличия по сравнению с французским вариантом. Вот некоторые из них:

  • Экипаж: 177 человек.
  • Число пассажиров: 481 человек.
  • Высота борта на уровне полётной палубы: 27 м.
  • Максимальная скорость: 18,5 узлов (при осадке 6,42 м и 100 % (2×3,5 МВт) мощности на винторулевых колонках).
  • Осадка: 6,42 м (при водоизмещении 22600 т).

 

4. Заказ ВМФ России

В декабре 2010 года Французская Республика и Российская Федерация объявили о подписании соглашения о строительстве двух вертолетоносцев «Мистраль» для вооружения Военно-Морского Флота РФ, на верфи, расположенной во Франции. Плюс к этому еще два судна типа «Мистраль» планируется изготовить в РФ, на условиях лицензии. В тендере на строительство победили совместно Объединенная судостроительная корпорация и французская компания DCNS.

 

Первый из кораблей будет строиться 3 года с момента прохождения первого аванса. Следующий – 2 года. РФ на верфях во французском порту Сен-Назере во время строительства первого судна выполнит 20% работ. Во время подписания контракта произошла передача от французской стороны к российской всех технологий, представляющих для РФ интерес. Сюда относится система SENIT-9 и еще две.

 

Высота ангара в «Мистралях» дает возможность для размещения вертолетов Ка-29, Ка-27 и Ка-52К на ангарной палубе. Также ожидается эксплуатировать корабли в Заполярье и в льдинах. С этой целью нужно выполнить усиление борта. Но эта мера не даст значительного изменения в техоснащении и конструкции УДК. Наше государство приобретает корабль, полностью оснащенный технологическим и навигационным оборудованием, но вертолеты и вооружение на борту будут производства РФ. Договор был подписан в январе 2011 года, протокол о намерениях и окончательный контракт – в июне того же года.

 

Те корабли, которые построят во Франции, будут переданы в состав Тихоокеанского флота. Причем большие денежные средства будут выделены на модернизацию инфраструктуры гарнизонов и военных городков ВВО. Самое большое внимание будет уделено соединениям, расположенным на Курильских островах.

 

В июне 2011 года, было объявлено о планах разместить на «Мистралях», которые будут принадлежать РФ многоцелевых боевых вертолетов Ка-52 «Аллигатор». Также на них будут находиться 8 Ка-29 (транспортные вертолеты) и Ка-52К (боевые). Их соотношение может меняться в соответствии с конкретными задачами.

 

Кораблям, строящимся во Франции, в феврале 2012 года были присвоены названия «Севастополь» и «Владивосток» в соответствии с переклассифицированными в ракетные крейсера больших противолодочных кораблей Военно-Морского Флота СССР проекта 1134. Те корабли, которые полностью построятся в РФ, получат наименования по городам «Петропавловск» «Кронштадт», «Азов» и одноименным большим противолодочным кораблям 1134-А и 1134-Б.

 

Тогда же было объявлено, что «Мистрали», строящиеся для РФ будут оснащены основным оружием, изготовленным в РФ. Сюда относятся, например, ракетные комплексы, которые призваны обеспечить самооборону.

 

Все устройства и системы пройдут русификацию. Будет установлено оборудование связи и управления производства Франции и России. DCNS обеспечит совместимость всех систем. Частично оборудование будет установлено во Франции, частично в РФ. В Сен-Назере корабли также оснастятся российскими системами управления огнем. DCNS произведет подготовку мест для установки вооружения, а сами боевые системы оборудуют на территории РФ.

 

Обзорной РЛС будет служить радар Thales MRR-3D-NG, обладающий G-диапазоном волн. Такие же радары стоят на тех «Мистралях», которые находятся в составе Военно-Морских Сил Франции.

 

Осенью 2012 года DCNS заключила субконтракт с компанией Sagem. Она послужит изготовителем оптронных поисково-прицельных систем Vampir NG. Поставка первой из них произойдет в 2013 году, а второй – через полгода после первой.

 

Инфракрасная поисково-следящая система Vampir NG сверхдальнего действия позволяет осуществлять надводным боевым кораблям автоматическое обнаружение, сопровождение и информирование об опасностях разнообразного типа, в диапазоне от противокорабельных ракет с настильной траекторией полёта над водой до атакующих быстроходных кораблей, а также пассивное круговое панорамное наблюдение за надводной обстановкой.

 

Vampir NG может работать в таких режимах, как «прибрежный», предназначенный для прибрежных акваторий, и «океанский», предусмотренный для дальнего наблюдения в открытом море.

 

В марте 2014 года началось прохождение ходовых испытаний первого корабля, «Владивостока».

 

Россия потребовала внести в БДК некоторое количество изменений, которые должны отличать их от французского проекта.

 

  • Сплавы стали для корпусов были измены до ледового класса, чтобы корабли можно было эксплуатировать в Заполярье и в льдинах.
  • Также корабли стали более высокими из-за переоборудования внутренних доков УДК, чтобы в них могли швартоваться вертолеты типа Ка-52К и Ка-28.
  • Предусмотрены места, предназначенные для дополнительного вооружения. Сюда относятся, к примеру,  крупнокалиберные автоматические установки для отражения атак с моря, скорострельное артвооружение и средства противовоздушной обороны. Усиление вооружения даст возможность использовать корабли в открытом море с уменьшенным количеством надводных кораблей охранения. Но по состоянию на май 2014 года еще не было принято решение об усилении ударного и защитного вооружения.
  • Небольшим изменениям подверглись жилищные условия.

 

Устаревшую систему спутниковой связи Siracuse на «Владивостоке» заменит система «Центавр» производства России. В составе ее находится изделие Р-794-1, которое дополнит передатчики и приемники УКВ и КВ-связи. Корабельная система «Центавр» надежно передает данные между судами, а также на береговую станцию со скоростью 512 кбит/c.

 

Также для «Владивостока» к октябрю 2014 года будут построены 4 катера CTM NG. Они обладают длиной 27 м и шириной 7 м, а также имеют кормовую и носовую рампы для высадки десанта, что увеличивает их возможности по маневрированию. У них расширен спектр возможных действий при условиях сильной качки, а скорость увеличена до 20 узлов.

 

В 2013 году Дмитрий Рогозин заявил о том, что, так как в РФ не производится топливо для двигателей, которыми оборудованы «Мистрали», то отечественным химикам нужно будет найти выход из этой ситуации.

 

В феврале 2014 года французские специалисты начали обучать в Санкт-Петербурге экипаж первого вертолетоносца. Продолжение обучения в Сен-Назере ожидалось начать с июня. Предварительно, в мае в порт прибыл ряд офицеров РФ. Наши моряки проведут в Сен-Назере лето, после чего на «Владивостоке» отправятся в Кронштадт. В сентябре состоялись ходовые испытания.

 

Осенью 2014 года на «Владивостоке», находящемся в Сен-Назере произошла кража высокотехнологичного оборудования.

 

5. Представители

  • «Mistral»; Верфь — DCNS/Alstom; Заложен — 10 июля 2003 года; Спуск на воду – 6 октября 2004 года; Дата подписания — Февраль 2006 года; Флот — ВМС Франции
  • «Tonnere»; Верфь — DCNS/Alstom; Заложен — 26 августа 2004 года; Спуск на воду — 26 июля 2005 года; Дата подписания — Декабрь 2006 года; Флот — ВМС Франции
  • «Dixmude»; Верфь — DCNS/STX Europe; Заложен — 18 апреля 2009 года; Спуск на воду — 18 декабря 2010 года; Дата подписания — Январь 2012 года; Флот — ВМС Франции
  • «Владивосток»; Верфь — DCNS, STX Europe/Балтийский завод; Заложен — 1 февраля 2012 года (строительство секций), 01.02.2013 (официальная закладка, сборка); Спуск на воду — 15.10.2013; Дата подписания — Ноябрь 2014 года (план); Флот — Тихоокеанский флот ВМФ России
  • «Севастополь»; Верфь — DCNS, STX Europe/Балтийский завод; Заложен — 18 июня 2013 года; Спуск на воду — 20.11.2014; Дата подписания — 2015 год.