Истребитель МиГ-31


МиГ-31, либо самолет Е-155МП, либо изделие 83, кодификация NATO – Foxhound – это всепогодный сверхзвуковой двухместный истребитель-перехватчик с дальним радиусом действия. Разработка произведена в 70-х, в Опытном конструкторском бюро-155 (в настоящее время – ОАО «РСК «МиГ»). Является первым в СССР боевым самолетом, относящимся к четвертому поколению.

 

Функционал самолета состоит в ликвидации и перехвате воздушных целей во все времена суток, на малых, предельно малых, средних и больших высотах, при любых метеорологических условиях, когда противник применяет пассивные и активные радиолокационные помехи, а также ложных тепловых целей. Четыре таких истребителя имеют возможность осуществлять контроль над воздушным пространством протяженностью по фронту в 800-900 км. Сначала применение его рассматривалось только в отношении перехвата низколетящих спутников и крылатых ракет на любых скоростях и высотах. Также несколько лет полки истребителей занимали статус спецназа в противовоздушной обороне.

 

Содержание:

1. Фотографии
2. Видео
3. История создания
4. Техническое описание

4.1 Конструкция планера

4.2 Двигатели

4.3 Дальность полёта

5. Модификации
6. Тактико-технические характеристики

6.1 Технические характеристики

6.2 Лётные характеристики

6.3 Вооружение

7. Эксплуатация

 

1. Фотографии

 

2. Видео

 

3. История создания

Создавать МиГ-31 начали в 1968 году в Опытном конструкторском бюро им. А. И. Микояна.

 

Боевые возможности самолета планировалось значительно увеличить с помощью электронного оборудования, например, радиолокационной станции с фазированной пассивной антенной решеткой. Истребитель был выполнен по схеме МиГ-25, но отличия были в количестве экипажа, двух человек, штурмана-оператора и летчика. Располагались эти специалисты по схеме «тандем». Прототип самолета поднялся в воздух осенью 1975 года.

 

Весной следующего года истребитель приступил к госиспытаниям. Их первый этап закончился спустя два года. Второй этап длился в 1979-1980 годах.

 

Весной 1981 года МиГ-31 был взят на вооружение.

 

4. Техническое описание

Главной в системе управления вооружением истребителя стала импульсно-допплеровская РЛС с фазированной пассивной антенной решеткой. МиГ-31 оставался единственным серийным истребителем, оснащенным таким оборудованием, вплоть до 2000 года, когда во Франции поступил на вооружение Dassault Rafale.

 

МиГ-31 и самолёт авиационного комплекса радиообнаружения и наведения А-50 способны производить между собой автоматический обмен целеуказаниями.

 

4.1 Конструкция планера

Корпус истребителя способен производить подъемную дополнительную силу до 25%, ракеты в нем находятся в полуутопленном состоянии. Наполовину он состоит из стали, на треть из алюминиевых сплавов, на 16% из титана.

 

4.2 Двигатели

Разработка модульных двигателей была произведена на базе гражданского двигателя от Ту-134, с соплом и форсажной камерой. Чтобы ее запустить, используется впрыск топлива «огненная дорожка». Двигатель создан из сплавов титана, никеля и железа.

 

4.3 Дальность полёта

Для самолетов с четырьмя ракетами и двумя подвесными баками, запуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК практическая дозвуковая дальность и время полёта равняются соответственно 3000 км и 3 ч 38 мин.

 

Практическая дозвуковая дальность и время полета с убранной ПМК и без подвесных баков равняется:

  • без ракет: 2480 км, 2 ч 44 мин;
  • с четырьмя ракетами и пуском их на середине пути: 2400 км, 2 ч 35 мин;
  • с четырьмя ракетами: 2240 км, 2 ч 26 мин.

 

5. Модификации

  • МиГ-31Б. Оснащен системой дозаправки в воздухе, взят на вооружение в 1990 году.
  • МиГ-31БС. МиГ-31Б, у которого снята штанга дозаправки в воздухе.
  • МиГ-31БМ (1998). До 2020 года планируется переоборудовать шестьдесят МиГ-31 в эту модификацию. Госиспытания проводились до 2012 года. МиГ-31БМ оснастятся бортовой радиолокационной системой, обновленной системой управления вооружением. Такие меры позволят находить цели на расстоянии до 320 км и в то же время сопровождать до десяти воздушных целей.
  • МиГ-31Д. Экспериментальный образец. Может нести противоспутниковую ракету 79М6 «Контакт».
  • МиГ-31И. Используется для воздушного старта небольших космических аппаратов.
  • МиГ-31ЛЛ. Летающая лаборатория.
  • МиГ-31М (1993). Усилены радиолокационная станция, бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение.
  • МиГ-31Ф. Фронтовой многоцелевой истребитель, также используемый в атаках наземных целей.
  • МиГ-31ФЭ. МиГ-31БМ, для продажи зарубежным государствам.
  • МиГ-31Э. Для продажи зарубежным государствам. Упрощено радиоэлектронное оборудование.
  • Миг-31ДЗ. Оснащен системой дозаправки в воздухе. Отличия от МиГ-31Б заключаются в нахождении в другом месте штанги дозаправки и наличии второй кабины.
  • Миг-31БСМ (2014). Снята штанга дозаправки в воздухе.

 

6. Тактико-технические характеристики

6.1 Технические характеристики

  • Экипаж, чел.: 2
  • Длина, см: 2162
  • Размах крыла, см: 1345
  • Высота, см: 650
  • Площадь крыла: 61,60 м²
  • Общий вес, т: пустого – 21,82; при полной заправке – 39,15; наибольшая взлетная масса – 46,75; топлива — 17,33.
  • Двигатель: два ТРДДФ Д-30Ф6. Общий вес, кг: 4832. Тяга, на один двигатель, кгс: на форсаже – 15500; наибольшая бесфорсажная – 9500.
  • Наибольшая эксплуатационная перегрузка: 5G.

 

6.2 Лётные характеристики

  • Наибольшая допустимая скорость, км/ч: на большой высоте – 3000 (М=2,82), а на малой – 1500.
  • Крейсерская скорость, км/ч: сверхзвуковая – 2500 (М=2,35); дозвуковая: 950 (M=0,9).
  • Практическая дальность, км: на высоте 10 км, при M=0,8 – 1450; на высоте 18 км, при М=2,35 — 720.
  • Боевой радиус, км: 720.
  • Время полёта, ч: до 3,3.
  • Практический потолок, км: 20,6.
  • Нагрузка на крыло, кг/м²: при наибольшей взлетной массе – 759; при полной заправке – 635.
  • Тяговооружённость: при наибольшей взлётной массе: 0,66; при полной заправке: 0,79
  • Скороподъёмность, м/с: на сверхзвуковой скорости, на Н=11км – 250; у земли 160

 

6.3 Вооружение

Один из вариантов комплекта вооружения:

  • пушка калибра 23 мм ГШ-6-23М, на 260 снарядов
  • боевая нагрузка, т: 3
  • четыре универсальные ракеты большой дальности Р-33;
  • две универсальные ракеты средней дальности Р-40Т;
  • четыре универсальные ракеты малой дальности Р-60, Р-60М.

Ударные комплексы.

  • Пушечное: 1 × 6 23мм ГШ-6-23. Боекомплект: 260 снарядов.
  • Ракетное:  ракеты класса воздух-воздух: большой дальности — шесть Р-37, четыре Р-33, Р-33 и Р-33С; средней дальности – четыре Р-77, Р-40 и Р-40РД; малой дальности: 4 Р-73 и 4Р-60(М).

Возможно ведение стрельбы средствами воздух-поверхность. Такими как противокорабельными/противорадиолокационными ракетами, бомбами с лазерным наведением 0,5 т, X-58 и X-31П. Наибольшая масса боевой нагрузки – 9 тонн.

 

7. Эксплуатация

Поступление на вооружение истребителей началось в 1980 году. В следующем году они начали производиться в Горьком. Самолеты первых трех серий были изготовлены для летных испытаний. Новые перехватчики стали пополнять противовоздушную оборону в 1983 году.

 

Истребители заменили собой Ту-128 и Су-15. Осенью 1984 года они встали на боевое дежурство на Сахалине.

 

К концу их производства, в 1994 году, было выпущено в свет более полутысячи МиГ-31Б и МиГ-31.

 

Использовались во время Второй Чеченской войны.

 

По состоянию на сегодняшний день проводится модернизация находящихся на вооружении истребителей до состояния МиГ-31БМ. Поступление на вооружение таких самолетов началось в 2008 году.