Истребитель Як-141


Як-141, изделие 48/48М, кодификация NATO — Freestyle, это многоцелевой палубный  всепогодный сверхзвуковой самолёт вертикального/короткого взлёта и посадки, разработан в опытно-конструкторском бюро Яковлева. Является третьим в мире самолетом, способным летать со сверхзвуковой скоростью. Функционал заключался в достижении главенства в небе, атаки по целям, находящимся над водой и на земле, защите от сил авиации противника авианосных соединений и участии в дальнем и ближнем маневренном бое. Время разработки истребителя относится к середине 70-х годов, а в небо он впервые поднялся в 1987-м. Они длились довольно долго, и поэтому первый раз на авианосец он сел только в 1991 году. Такие причины, как сгоревший в аварии один из опытных образцов, экономический кризис 90-х и неприязнь офицеров к истребителям с вертикальным взлетом, привели к тому, что программа Як-141 была упразднена. В настоящее время истребитель хранится в ряде музеев.

 

Содержание:

1. Фотографии
2. Видео
3. История

3.1 Проектирование

3.2 Незаконченные испытания

4. Конструкция

4.1 Бортовое оборудование и системы

4.2 Кабина

5. Корабли-носители
6. Опытные образцы
7. Модификации
8. Взлеты-посадки
9. Лётно-технические характеристики

9.1 Технические характеристики

9.2 Лётные характеристики

9.3 Вооружение

 

1. Фотографии

 

2. Видео

 

3. История

3.1 Проектирование

Прорабатываться самолет начал в конце 1973 года. Ожидалось, что он будет оснащен радиолокационной станцией, преодолевать скорость звука и иметь увеличенный боевой радиус. Также он должен был стать первым серийным в мире истребителем с вертикальным взлетом и посадкой. В 1975 году проекту был присвоен индекс Як-41 и внутреннее обозначение изделие 48. Спустя еще пять лет началась проработка в деталях. В 1982-м было принято решение об изготовлении четырех опытных самолетов.

 

Так как много времени заняла разработка поворотного сопла для подъемно-маршевого двигателя, то государственные испытания самолета было решено перенести на 1985 год.

 

3.2 Незаконченные испытания

В 1986 году Военно-Морской Флот и Военно-Воздушные Силы поменяли требования к истребителю. В них входило многоцелевое назначение, способность принимать на борт увеличенную номенклатуру вооружения, включая пушку ГШ-30-1, возможность укороченного взлета и иметь более лучший прицельно-навигационный комплекс. Из-за этих изменений к индексу самолета и его внутреннему обозначению прибавили литеру М. Тогда же был подсчитана длительность полного производственного цикла новой модели, и он оказался равным 420 суткам. Весной 1989 года впервые в воздух поднялся второй летный образец (изделие 48-3, б/н 77). Так как это событие вышло за рамки установленных сроков, истребителю было присвоено обозначение Як-141. В конце того же года самолет завис в воздухе, а через полгода совершил полноценный полет с вертикальным взлетом и посадкой. До аварии совокупное количество полетов на двух единицах стало больше 108.

 

4. Конструкция

  • Як-141 является свободнонесущим высокопланом, изготовленным по нормальной аэродинамической схеме. 26% его массы составляют композитные материалы, все остальное относится к доле алюминиево-литиевых сплавов, устойчивых к коррозии и маловесящих. Часть элементов конструкции изготовлены из титановых сплавов, стойких к высоким температурам и закаленной стали.
  • Фюзеляж относится к типу полумонокок, произведен по правилу площадей и обладает прямоугольным сечением. Внизу его находятся четыре щитка для большей эффективности вертикального взлета. В хвосте, над соплом подъемно-маршевого двигателя находится отсек с парашютом, предусмотренный для остановки истребителя во время горизонтальной посадки, в случае если не сработало поворотное сопло.
  • Форма крыла является прямой стреловидной, трапециевидной. Также оно имеет наплывы в корневой части и малым удлинением. Его профиль и параметры дают возможность вести маневренный воздушный бой и длительно лететь в крейсерском режиме. В складывающейся части находятся элероны, сопряженные со струйными рулями, в корневой – закрылки, а в обеих частях — поворотные носки.
  • Хвостовое оперение прикрепляется к двум консольным балкам, чтобы между ними поместилось сопло подъемно-маршевого двигателя и является двухкилевым. В него входят цельноповоротные стабилизаторы и рули направления. Длина стабилизаторов в размахе составляет 590 см.
  • Воздухозаборники имеют прямоугольную форму и регулируются. Чтобы регулировать их проходное сечение, используется система управления с горизонтальным отклоняемым клином. Сбоку каждого воздухозаборника находятся четыре клапана, для того, чтобы подъемно-маршевый двигатель дополнительно подпитывался воздухом во время наземной деятельности. На левом воздухозаборнике располагается посадочно-рулежная фара.
  •  Шасси оборудовано стойками рычажного типа. Для него не страшен удар об грунт с высоты пяти метров.

 

4.1 Бортовое оборудование и системы

  • Радиоэлектронное и прицельное оборудование: аппаратура государственного опознавания, бортовая радиолокационная станция, бортовая цифровая вычислительная машина, индикатор на лобовом стекле, лазерно-телевизионная система наведения, многофункциональный индикатор, нашлемная система целеуказания, система отображения информации, система радиоэлектронного противодействия, система управления вооружением и система управления оружием.
  •  Пилотажно-навигационный комплекс: автоматический радиокомпас, барометрический высотомер, инерциальная навигационная система, командно-пилотажный прибор, комбинированный прибор, навигационно-плановый прибор, навигационный вычислитель, радиовысотомер малых высот, радиосистема ближней навигации и посадки, система аэродинамических данных и разовых команд, система воздушных сигналов, система дистанционного управления самолётом, система ограничительных сигналов, система траекторного управления, спутниковая навигационная система, указатель радиовысоты, указатель скорости и числа М и указатель угла атаки и перегрузки.
  •  Комплекс связи и наведения: аппаратура засекречивания, аппаратура речевого оповещения и две радиостанции МВ-ДМВ.
  •  Система электроснабжения: два аккумулятора, два выпрямительных устройства, два генератора переменного трёхфазного тока на 200/115В 400 Гц и два статических преобразователя на 200/115В 400 Гц.
  •  Оборудование контроля, регистрации и сигнализации: бортовая автоматизированная система встроенного контроля и предупреждения экипажа, система аварийной сигнализации и устройство регистрации.

 

4.2 Кабина

Кабина оснащена двухсекционным фонарем, выполненным из оргстекла, с плоским лобовиком из бронированного стекла. Открытие его сбрасываемой части осуществляется  вправо-вбок. Лётчик сидит в катапультируемом кресле К-36ЛВ. Во время переходного и вертикального режима полета действует система автоматического катапультирования второго поколения СК-ЭМ. Ее включение происходит, когда сопло подъемно-маршевого двигателя отклоняется от горизонта на угол свыше 30°, а срабатывание – когда истребитель достигает определенного сочетания кабрирования и пикирования, угловых скоростей крена и углов. В случае закрытия верхней створки ПД, летчик катапультируется после отстрела фонаря, если же она открыта, катапультирование происходит через фонарное стекло.

 

В приборный комплекс первого лётного образца входил ряд аналоговых индикаторов, часть которых позднее были заменены на индикаторы прямой видимости и индикатор на лобовом стекле. На опытных образцах индикаторы не имелись, но они были в одном из полноразмерных макетов кабины.

 

5. Корабли-носители

Як141 предполагалось оснастить такие корабли, как:

Также планировалось разместить самолеты на авианесущих кораблях «Дельфин» и «Меркурий». Но проектирование этих кораблей было свернуто в 1992 году.

 

Кроме этого Як-141 предполагалось оснастить один из вариантов десантных универсальных кораблей проекта 11780. Эти планы также были упразднены.

 

6. Опытные образцы

Общее количество построенных опытных самолетов является четырем. Два из них  предназначались для летных, а два – для стендовых испытаний.

  • «Изделие 48-1», самолёт с б/н 48 (1984) — первый опытный образец Як-141. Создан для испытаний на стенде сил и моментов, в числе которых была проверка всех систем и отработка функционирования силовой установки.
  • «Изделие 48СИ», самолёт без бортового номера (1986) – создан для статических испытаний.
  • «Изделие 48-2», самолёт с б/н 75 (1985) – создан для летных испытаний. Первый раз в воздух поднялся в 1987 году. Спустя пять лет был продемонстрирован на авиасалоне в Фарнборо, в 1993 и 1995 годах – на МАКСе, но на нем только статически.
  • «Изделие 48-3», самолёт с б/н 77 (1987) – имел отличия в компоновке кабины, конструкции и приборном комплексе. Впервые в воздух взлетел в 1989 году, а через два года сгорел при аварии. Впоследствии восстановлен как музейный экспонат. Статически демонстрировался на МАКС-93.

Также планировались такие проекты, как:

  • «Изделие 48-4», «Изделие 48-5» — аналоги 48-3.
  • «Изделие 48УТ», «Изделие 48УТСИ» — лётный экземпляр и образец для статических испытаний учебно-тренировочной версии Як-41.

Существовали планы строительства восьми образцов, в том числе пяти летных Як-41М, одного для наземных испытаний и двух летных Як-41УТ.

 

7. Модификации

  • Як-41, изделие 48 — проект палубного сверхзвукового истребителя вертикального взлета и посадки (ВВП), который начали разрабатывать в 1973 году. На его базе планировалось создать штурмовик ВВП палубного базирования и учебно-тренировочный самолёт Як-41УТ
  • Як-41УТ, изделие 48У — учебно-тренировочный самолет с тандемным расположением сидений и удлиненным фюзеляжем, предполагалось серийно выпускать. Но от проекта отказались из-за экономического кризиса 90-х.
  • Палубный штурмовик ВВП, основанный на Як-41, был свернут на стадии проектирования.
  • Як-43, изделие 201 — самолёт укороченного взлёта и посадки, сухопутный вариант Як-41 с двигателем НК-32 с поворотным соплом и возросшей площадью крыла. Проект упразднен из-за экономического кризиса 90-х годов.

Проект самолёта пятого поколения, Як-201 – базирован на самолете ВВП Як-141, проект выполнен в середине 90-х на средства опытно-конструкторского бюро Яковлева. Изготовлен по схеме «утка» с применением технологий снижения заметности. Также должен был иметь усовершенствованную авионику и оружейные системы.

 

8. Взлеты-посадки

Взлет возможно выполнить шестью способами: обычным, с использованием трамплина, вертикально, с коротким разбегом (120 метров), с коротким разбегом и использованием задерживающих устройств (примерно 60-80 м), со сверхкоротким разбегом (6 метров).

 

Посадку возможно выполнить двумя способами: обычным способом (с тормозным парашютом) и вертикально (на авианесущих крейсерах).

 

9. Лётно-технические характеристики

9.1 Технические характеристики

  • Экипаж, чел: 1
  • Длина, см: 1830
  • Размах крыла, см: в развёрнутом положении – 1010, в сложенном — 590
  • Высота, см: 500
  • Площадь крыла, м²: 31,7
  • Масса, т: пустого – 11,65. Максимальная взлётная масса, т: при вертикальном взлёте – 15,8, при разбеге 120 м – 19,5. Масса топлива, т: в подвесных топливных баках – 1,75, внутри – 4,4
  • Нагрузка на крыло при максимальной взлётной массе, кг/м²: 615/498
  • Двигатели: два подъёмных двигателя РД-41, тип — одноконтурный турбореактивный, оснащенный управляемым вектором тяги, максимальная тяга — 2 × 4100 кгс, управление вектором тяги, град: ±12,5. Один подъёмно-маршевый двигатель Р79В-300, тип — двухконтурный турбореактивный, оснащенный управляемым вектором тяги и форсажной камерой, тяга, кгс — на форсаже: 1 × 15 500, максимальная: 1 × 10 977, управление вектором тяги, град: -95, масса двигателя, т: 1,85
  • Тяговооружённость при максимальной взлётной массе, кгс/кг: 0,78/0,98.

 

9.2 Лётные характеристики

  • Максимальная скорость, км/ч: у земли — 1 250 (1,05 М), на высоте 11000 м — 1800 (1,5 М)
  • Практическая дальность при УВП с нагрузкой в 1 т, км: у земли – 1010, на высоте – 10-12 км – 2100; при ВВП без нагрузки, км: у земли – 650, на высоте 10-12 км — 1400
  • Боевой радиус, км: до 900
  • Время барражирования на удалении 100 км, ч: 1,5
  • Практический потолок, км: 15
  • Длина разбега: 120 м или вертикальный взлёт
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: 7 g.

 

9.3 Вооружение

  • Пушечное: авиационная пушка ГШ-30-1, калибра 30-мм с боезапасом 120 патронов. Возможно еще добавить четыре авиационные пушки ГШ-23Л, размещенные в контейнерах УПК-23-250.
  • Боевая нагрузка, т: при вертикальном взлёте – 1, при разбеге 120 м – 2,6
  • Точки подвески: 5
  • Варианты подвески: управляемые ракеты «воздух-поверхность»: Х-25, Х-31, Х-35. Управляемые ракеты «воздух-воздух»: Р-27, Р-60, Р-73, Р-77. Пушечные установки: 250 патронов, калибр 23 мм. Бомбы: до шести, калибром до 0,5 т. Пусковые блоки неуправляемых ракет — калибром от 80 до 240 мм.