Истребитель Су-33


Су-33, Су-27К, Т-10К, кодификация NATO – Flanker-D, является российским и советским палубным истребителем четвертого поколения, произведенный для Военно-Морского Флота в опытно-конструкторском бюро Сухого.

 

Впервые в воздух Су-27К поднялся в 1987 году, а через два года, впервые в СССР, совершил взлет и посадку на ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». С того времени, как в 1998 году был взят на вооружение, занял место главного самолета палубной авиации ВМФ РФ.

 

Содержание:

1. Фотографии
2. Видео
3. История создания

3.1 Требования к истребителю

3.2 Прототипы

3.3 Серийное производство

4. Конструкция

4.1 Воздухозаборники

4.2 Особенности

5. Проекты и модификации

5.1 Проекты 70-х годов

5.2 Поздние проекты

6. Лётно-технические характеристики

6.1 Технические характеристики

6.2 Лётные характеристики

6.3 Вооружение

6.4 Авионика

7. Летчики-испытатели

 

1. Фотографии

 

2. Видео

 

3. История создания

3.1 Требования к истребителю

От Су-33 требовалось сохранить все конструктивно-компоновочные решения и плюсы Су-27, а также эффективно ликвидировать надводные цели. В 1985 году, после того как эскизный проект, отвечающий этим условиям был предоставлен, он был утвержден главнокомандующими Военно-Морского Флота и Военно-Воздушных Сил.

 

3.2 Прототипы

В 1987 году в ОКБ Сухого собрали первый прототип, получивший обозначение Т-10К-1, у которого не было горизонтального оперения и складывающегося крыла. Тогда же он был испытан в небе. В его производстве часть деталей были взяты с «обычных» с Су-27. В конце 1987 года в воздух поднялся прототип Т-10К-2, который уже был оснащен горизонтальным оперением и складывающимся крылом. В следующем году этими особенностями был снабжен и Т-10К-1.

 

3.3 Серийное производство

Изготавливаться серийно истребитель стартовал в 1989 году в Комсомольске-на-Амуре, после того как появился его экземпляр для выполнения статических испытаний. Первый серийный самолет, Т-10К-3, появился в 1990 году. К концу этого года были построены шесть самолетов, которые в 1991-м прошли летные испытания.

 

Из-за кризиса 90-х годов темп производства Су-33 значительно упал. Общее количество существующих истребителей равняется двадцати шести, двадцать из которых дислоцируются на авиационном крейсере «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

 

4. Конструкция

При создании Су-33 была применена нормальная аэродинамическая схема с интегральной компоновкой. Воздухозаборники находятся под центропланом. У трапецевидного крыла есть развитые наплывы, благодаря чему оно плавно сопрягается с фюзеляжем и образует с ним единый несущий корпус. Турбореактивные двухконтурные двигатели, оснащенные форсажными камерами располагаются в разнесенных мотогондолах, это уменьшает их взаимное влияние.

 

4.1 Воздухозаборники

Воздухозаборники в Су-33 регулируются, из-за чего он может летать со скоростью, превышающую, свыше, чем в два раза, звуковую. Они располагаются над наплывами крыла и оборудованы защитными решетками, что не дает попадать посторонним предметам в двигатель во время взлетов и посадок. Защитные устройства поднимаются, когда шасси выпускается и опускаются при его убирании.

 

4.2 Особенности

Истребителю Су-33 присущи все плюсы Су-27, вместе с тем он имеет следующие особенности:

  • Способен эффективно поражать надводные цели.
  • Может взаимодействовать с радиоэлектронными корабельными системами.
  • Системы и конструкция защищены от коррозии с целью обеспечения большого срока использования в морском климате.
  • При заходе на посадку на палубу используется пилотажно-навигационное оборудование.
  • В целях увеличения компактности, в целях увеличения общего количества на палубе и в ангарах авианосцев, горизонтальное оперение и консоли крыльев могут складываться.
  • Благодаря механизации, возросшей площади и ПГО, произошло усовершенствование несущих свойств крыльев во время взлетов и посадок.
  • Чтобы можно было осуществлять посадки при вертикальных скоростях и больших перегрузках усилились установка посадочного гака и стойки шасси.
  • В целях возможности совершения второго круга при посадке и короткого взлета с палубы по причине незацепления за аэрофинишер, стала больше тяговооруженность.
  • Имеется убираемая штанга, чтобы можно было дозаправиться в небе, возможна установка подвески УПАЗ-1К в целях дозаправки другого самолета, а также, чтобы было больше время патрулирования и боевой радиус.
  • Возросло общее количество подвешиваемых в одно и то же время ракет класса «воздух-воздух» в целях увеличения боевого потенциала в одном боевом вылете.

Во время рабочего проектирования в конструкцию самолета были внесены некоторые важные изменения, главным из которых стало переднее горизонтальное оперение, которое нужно было для статической продольной неустойчивости истребителя. Дело в том, что он мог потерять ее из-за смещения центра масс и во время увеличения массы радиолокационной станции почти на двести килограммов. Когда шли испытания Т-10-24 с передним горизонтальным оперением, оказалось, что благодаря ему увеличилась подъемная сила планера. В результате его стали применять во всех модификациях Су-27.

 

5. Проекты и модификации

5.1 Проекты 70-х годов

  • Су-27К – палубный истребитель на основе Су-27, для авианосцев проекта 1160. Добавлены тормозной гак, усиленное шасси и складные консоли крыльев.
  • Су-28К – двухместный палубный штурмовик для авианосцев проекта 1160. Модифицированный Су-27К, оснащенный такой системой управления вооружением, которая дает возможность использовать такие классы средств поражения, как воздух-земля, воздух-корабль и воздух-РЛС. Является базой для самолета РЛДН и других модификаций.
  • Су-28КРЦ – палубный самолёт целеуказания и разведки для авианосцев проекта 1160. Модифицированный Су-28К.
  • Су-29К – палубный истребитель-перехватчик для авианосцев проекта 1160. Усовершенствованная система управления вооружением, дающая возможность использовать ракеты К-33 большей дальности воздух-воздух. Модифицированный Су-27К.
  • Су-27КИ — палубный истребитель, основанный на Су-27, для авианосцев проекта 1153, а затем — для предварительного варианта авианосцев проекта 1143.5.
  • Су-27КШ – палубный штурмовик, основанный на Су-27, для авианосцев проекта 1153, а затем — для предварительного варианта авианосцев проекта 1143.5.

 

5.2 Поздние проекты

  • Су-27К – палубный истребитель, основанный на Су-27, для авианосцев проекта 1143.5.
  • Су-27КУ – палубный учебно-тренировочный двухместный самолёт.
  • Су-27КРЦ – палубный двухместный самолёт целеуказания и разведки.
  • Су-27КПП — палубный двухместный самолёт-постановщик помех.
  • Су-27КТЗ / Су-27КТ – палубный двухместный самолёт-топливозаправщик.
  • Су-33УБ / Су-27КУБ – палубный учебно-боевой двухместный самолёт на основе наработок по Су-27КТ и Су-27КУ. Изготовлен лётный образец в количестве одной единицы. В настоящее время проект закрыт.
  • Су-33 — обозначение истребителей Су-27К, с того времени, когда они были приняты на вооружение. Самолеты входят в состав авиационной группы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

 

6. Лётно-технические характеристики

6.1 Технические характеристики

  • Экипаж. чел: 1
  • Длина,см: 2118
  • Размах крыла, см: 1470; с подвешенными ракетами на законцовках — 1494,8; со сложенным крылом: 740
  • Размах заднего горизонтального оперения, см: 990; со сложенными стабилизаторами — 740
  • Высота, см: 572
  • Площадь крыла, м²: 67,84
  • Профиль крыла: П44М
  • Коэффициент сужения крыла: 3,76
  • Коэффициент удлинения крыла: 3,48
  • Угол стреловидности по передней кромке, градус: 42,5
  • База шасси, см: 587
  • Колея шасси, см: 444
  • Масса пустого, т: 19,6
  • Масса снаряжённого, т: 20,44 – две Р-73 и две Р-27Э
  • Масса взлетная нормальная: с полной заправкой, т: 29,940; с частичной – 26
  • Масса взлетная максимальная, т: 33
  • Масса топлива, т: 9,4; основной вариант заправки – 5,35
  • Объём топливных баков, л : 12100
  • Посадочная нормальная масса, т: 22,4
  • Посадочная предельная масса, т: 26
  • Двигатель: тип — двухконтурный турбореактивный с форсажной камерой. Модель — АЛ-31Ф серии 3. Масса, т – 1,52. Тяга, кгс: на форсаже: 2 × 12500 (122,6 кН), максимальная: 2 × 7670 (74,5 кН), чрезвычайный режим: 2 × 12800 (125,5 кН). Степень двухконтурности: 0,571.

 

6.2 Лётные характеристики

  • Максимальная скорость, км/ч: у земли: 1300 (М=1,09), на высоте: 2300 (М=2,17)
  • Посадочная скорость, км/ч: 235—250
  • Дальность полета, км: у земли: 1000, на высоте: 3000
  • Продолжительность патрулирования на удалении 250 км, мин: 120
  • Практический потолок, км: 17
  • Нагрузка на крыло, кг/м²: при нормальной взлётной массе: с полной заправкой – 441, с частичной – 383. При максимальной взлётной массе — 486
  • Тяговооружённость на форсаже: при нормальной взлётной массе: с полной заправкой —  0,84, с частичной — 0,96. При максимальной взлётной массе: 0,76
  • Длина пробега, м: 90, при использовании аэрофинишёра
  • Длина разбега, м: 105, при использовании трамплина
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: 8 или 8,5 g.

 

6.3 Вооружение

  • Пушечное: пушка ГШ-30-1 калибра 30 мм, 150 снарядов
  • Боевая нагрузка, т: вариант В-В: 3,2 – шесть ракет Р-73 или восемь Р-27Э, максимальная: 6,5
  • Узлов подвески вооружения: 10. Бомбы — бомбовые кассеты, свободнопадающие различного назначения: восемь по 500 кг – РБК-500, ФАБ-500, ЗБ-500 либо двадцать восемь по 250 кг – РБК-250, ФАБ-250 и так далее, либо тридцать две по 100 кг. Ракеты «воздух-воздух»: две Р-73, две Р-27Т/ЭТ, четыре-шесть Р-27Р/ЭР. Неуправляемые ракеты: четыре по 266 мм С-25-ОФМ-ПУ либо двадцать (4 × 5) на 122 мм С-13Т в блоках Б-13Л либо восемьдесят (4 × 20) на 80 мм С-8КОМ/С-8БМ в блоках Б-8М1.

 

6.4 Авионика

  • Радиолокационная станция: РЛПК-27К. Антенна — тип: Н001К, диаметр: 1075 мм. Общее число одновременно сопровождаемых целей – десять. Дальность обнаружения воздушной цели с эффективной площадью рассеяния — 3 м²: вдогон — 40 км, навстречу — 100 км. Зона обзора, градус: по азимуту: ±60, по высоте — ±50.
  • ОЭС: ОЭПС-27К. Тип — ОЛС-27К (46Ш). Поле обзора, градус — 120×75. Зона обзора, градус: по азимуту — ±60, по высоте — -15°/+60. Угол обзора, градус: 3×3, 20×5, 60×10. Диапазон измеряемых дальностей, км – 6. Дальность сопровождения воздушной теплоконтрастной цели, км: вдогон — 100, навстречу — 40.
  • Нашлемная система целеуказания: Щель-3УМ-1.

 

7. Летчики-испытатели

  • Александр Михайлович Раевский, Военно-воздушные силы
  • Виктор Георгиевич Пугачёв, опытно-конструкторское бюро Сухого
  • Вячеслав Юрьевич Аверьянов, опытно-конструкторское бюро Сухого
  • Николай Фёдорович Диордица, Военно-воздушные силы
  • Николай Фёдорович Садовников, опытно-конструкторское бюро Сухого
  • Сергей Николаевич Мельников, опытно-конструкторское бюро Сухого
  • Юрий Семкин, Военно-воздушные силы.