Истребитель Су-30


Су-30, кодификация NATO – Flanker-C – это российский и советский многоцелевой двухместный истребитель, основанный на Су-27, поколения 4+. Первый раз поднялся в воздух в 1989 году, начал использоваться через три года. Первый в мире сверхманевренный самолет, производимый серийно.

 

Содержание:

1. Фотографии
2. Видео
3. Описание
4. Модификации
5. Лётно-технические характеристики

5.1 Технические характеристики

5.2 Лётные характеристики

5.3 Вооружение

6. Поставки в ВВС РФ

 

1. Фотографии

 

2. Видео

 

3. Описание

Является результатом глубокой модернизации двухместного учебно-боевого истребителя Су-27УБ. Необходим для защиты объектов и войск, находящихся на земле, ликвидации в небе десанта, в осуществлении разведки в небе и обстрела целей над водой и на земле, для руководства боевыми групповыми действиями истребителей при стремлении к господству в небе, а также в создании необходимых условий для боевых действий других родов авиации. От своего предшественника Су-30 отличается возможностью выполнять боевые действия, сопряженные с большим временем и дальностью нахождения в небе, а также с эффективным руководством группы истребителей.

 

При создании истребителя его оснастили улучшенной системой жизнеобеспечения, новейшими навигационными системами, системой дозаправки в небе и увеличенным количеством аппаратов руководства групповыми действиями. Также заметно возросла боевая эффективность, из-за применения новой системы управления вооружением и ракет.

 

4. Модификации

  • Су-30К – коммерческая версия, оснащенная системами ГЛОНАСС и GPS и дозаправки в небе. Первый раз поднялся в воздух в 1993 году. Оборудован двигателями АЛ-31Ф. Так как у Су-30К значительно уменьшен внутренний объем, то часть аппаратов размещается на внешних углах подвески в контейнерах. В число такой аппаратуры входят тепловизионная система (для нахождения целей в инфракрасном диапазоне, при всех погодных условиях, а также ночью), система лазерного целеуказания и дальнометрирования для использования управляемого оружия с лазерными головками самонаведения. Кресла К-36ДМ – катапультируемые, находящиеся под углом 30°. Истребитель может вести огонь по целям на земле и на море с помощью управляемого оружия «воздух-поверхность» с дальностью запуска до 250 километров. Увеличена возможность обеспечения главенства в небе, благодаря использованию ракеты, оснащенной АГСН РВВ-АЕ.
  • Су-30МК, коммерческая модернизация – это ударный двухместный истребитель, для поставок зарубежным клиентам. Первый раз поднялся в воздух в 1993 году. Стала больше боевая нагрузка – 8 тонн, максимальная взлетная масса – 38,8 тонн, назначенный ресурс двигателя – 1500 часов и планера – 3000 часов, а также номенклатура вооружения – ракеты Х-29, Х-31, Х-59М, Р-77. Но в отличие от Су-27 уменьшились летные характеристики: дальность полета – до 3000 км, а потолок – до 17,5 км.
  • Су-30МКИ, Flanker-H – коммерческая модернизация, является вариантом Су-30МК, предназначенным для республики Индия. Прототип первый раз поднялся в небо в 1997 году. Оснащен двигателем АЛ-31ФП, передним горизонтальным оперением, с обновленной радиолокационной станцией Н011М с увеличенным составом вооружения «воздух-поверхность» и «воздух-воздух», бортовым радиоэлектронным оборудованием. Создан в научно-производственной корпорации «Иркут».
  • Су-30КН, коммерческий истребитель, созданный на основе Су-30К с усовершенствованным составом РЛС, оснащенной дополнительным радиолокационным автономным каналом с ФАР «Перо», и авионики. Впервые поднялся в небо в 1999 году. РЛС Н001 оснащена вычислителем для селекции движущихся целей и картографирования. Имеется приёмник А-737 спутниковой навигации на основе NAVSTAR и ГЛОНАСС. В обеих кабинах находятся цветные ЖК-дисплеи МФИ-55, позднее – МФИ-68. Система управления оружием в целях ее сопряжения с ракетами «воздух-земля» и «воздух-воздух» Х-29, Х-31, Х-59 и Р-77, дополнена вычислителем МВК.
  • Су-30МКК, Flanker-G – коммерческая модернизация, является вариантом Су-30МК для поставки в КНР. Увеличены возможности ликвидации целей, находящихся на земле. Новая радиолокационная станция – Н001ВЭ. Впервые поднялся в воздух в 1999 году. Оборудован двигателями АЛ-31Ф. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
  • Су-30МКА, коммерческая модернизация Су-30МК для поставки в Алжир. Впервые поднялся в воздух в 2007 году. Радиолокационная станция Н011М.
  • Су-30МКМ, коммерческая модернизация Су-30МК для поставки в Малайзию. Выполнена на базе индийского варианта. Радиолокационная станция Н011М. Создан в научно-производственной корпорации «Иркут».
  • Су-30МКВ, коммерческая модернизация для поставки во Вьетнам. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
  • Су-30МК2, коммерческая модернизация, версия 2. Является результатом улучшения Су-30МК. Впервые поднялся в воздух в 2002 году, оснащен двигателями АЛ-31Ф и радиолокационной станцией Н001. Вооружен ракетами Х-29, Х-31, Р-27, Р-33 и РВВ-АЕ. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
  • Су-30МК2-V, вариант Су-30МК2, для поставки в Венесуэлу. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
  • Су-30М2, вариант Су-30МК2, произведенный для российских военно-воздушных сил. В 2010 году первый серийный самолет прошел летные заводские испытания. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
  • Су-30СМ, серийная модернизация индийского варианта, созданная для российских военно-воздушных сил. Впервые в воздух поднялся в 2012 году. По состоянию на 2014 год, военно-воздушные силы заказали шестьдесят самолетов, а военно-морской флот – пять. Оборудован двигателями АЛ-31ФП.
  • Су-30МК2-И. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
  • Су-30МК2-V. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
  • Су-30МКИ(А). Создан в научно-производственной корпорации «Иркут».

Истребители, которые заказываются зарубежными государствами, оснащаются аппаратурой, которая сделана в Индии, в Израиле и во Франции.

 

5. Лётно-технические характеристики

5.1 Технические характеристики

  • Экипаж, чел: 2
  • Длина, см: 2190
  • Размах крыла, см: 1470
  • Высота, см: 636
  • Площадь крыла, м²: 62
  • Масса, т: пустого – 18,8, нормальная взлётная – 24,9, предельная – 38,8, максимальная – 34,5, топлива — 9,64
  • Двигатель: два ТРДДФ АЛ-31Ф, на Су-30СМ — АЛ-31ФП. Тяга: на форсаже: 2 × 12500 кгс,  бесфорсажная максимальная: 2 × 7770 кгс. Скорость отклонения вектора тяги (АЛ-31ФП): 60°/с. Углы отклонения вектора тяги (АЛ-31ФП): ±16° во всех направлениях, ±20° в плоскости. Масса, т: 1,52
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G.

 

5.2 Лётные характеристики

  • Максимальная скорость, км/ч: на высоте — 2125 (М=1,9-2,0 с передним горизонтальным оперением), у земли — 1350 (М=1,13)
  • Дальность полёта, км: на высоте — 3000, у земли – 1270, боевой радиус — 1500
  • Продолжительность полёта без дозаправок, мин: 210
  • Практический потолок, км: 17,3
  • Скороподъёмность: 230 м/с, 13800 м/мин
  • Длина разбега, м: 550
  • Длина пробега, м: 750
  • Тяговооружённость: при нормальной взлётной массе — 1,0; при предельной — 0,76; при максимальной — 0,84
  • Нагрузка на крыло, кг/м²: при максимальной взлётной массе — 532, при нормальной – 398.

 

5.3 Вооружение

  • Пушечное: встроенная пушка ГШ-30-1, калибра 30-мм
  • Точки подвески: 12
  • Боевая нагрузка, т: 8
  • Подвесное вооружение: двадцать восемь свободнопадающих бомб массой по 250 кг, либо до восьми по 500 кг. Шесть ракет ближнего боя Р-73 с инфракрасной головкой самонаведения и Р-27ЭТ с нею же, либо шесть управляемых ракет средней дальности Р-27Р и Р-77, либо Р-27Т и Р-27ЭР. До четырех ракет С-8 и блоки НАР С-13, либо до семи контейнеров КМГ-У. Можно выполнять разнообразные комбинации разных классов неуправляемого и управляемого вооружения.

 

6. Поставки в ВВС РФ

Три Су-30 поступили на вооружение в 1994-1996 годах, восемь Су-30М2 имеются по состоянию на конец 2013-го, шестнадцать Су-30СМ — на конец этого же года. Двадцать один Су-30СМ поступил на вооружение в 2014 году.