Истребитель Dassault Rafale
Dassault Rafale является французским многоцелевым истребителем четвертого поколения, разработка принадлежит компании «Dassault Aviation».
Впервые поднялся в воздух в 1986 году. Взят на вооружение Военно-Морскими Силами Франции в 2004 году, а Военно-Воздушными Силами – два года спустя.
В 2009 году Минобороны этого государства сделало заказ на еще шестьдесят самолетов.
Dassault Rafale вошел в число приоритетных направлений развития французской аэрокосмической промышленности. Все составляющие самолета и его производство выполнены силами самой Франции, без привлечения иностранных партнеров.
В конце 2011 года было объявлено, что если иностранцы не будут заказывать Rafale, то его производство завершится. На следующий месяц Военно-Воздушные силы Индии подписали контракт на поставку 126 самолетов. Но с 2012 года цена истребителей возросла свыше, чем вдвое. Это может побудить Минобороны Индии приобрести вместо французской продукции российские Су-30МКИ, которые более эффективны и экономичны.
Содержание:
1. Фотографии
2. Видео
3. Конструкция
4. Варианты
5. Боевое применение
6. Тактико-технические характеристики
6.1 Технические характеристики
1. Фотографии
2. Видео
3. Конструкция
Конструкция произведена по схеме «бесхвостка» с дополнительным передним высокорасположенным горизонтальным оперением, двумя двигателями в хвосте фюзеляжа и треугольным среднерасположенным крылом с корневыми наплывами.
Спереди крыла находится поворотное переднее горизонтальное оперение. Это сделано для большей маневренности. Силовая установка является двухдвигательной. Однокилевой. Можно использовать взлетно-посадочную полосу с длиной 0,4 км.
Самолет оборудован радиолокационной станцией RBE/RBE2 с фазированной антенной решеткой/активной фазированной антенной решеткой, ОПС и системой предупреждения SPECTRA. Последняя включает в себя: предупреждения о радиолокационном и лазерном облучениях и систему предупреждения о ракетной атаке DDM-NG, которая в свою очередь состоит из двух пассивных инфракрасных датчиков, расположенных на киле. DDM-NG в соответствующем диапазоне может давать сферическую картинку.
Каналы воздухозаборников произведены в форме буквы S и обеспечивают экранирование лопаток компрессора, создавая уменьшение эффективной площади рассеяния истребителя.
4. Варианты
- Rafale A — опытно-демонстрационный.
- Rafale B — наземное базирование, с двумя креслами.
- Rafale C, до 1990 года Rafale D — наземное базирование, с одним креслом.
- Rafale M — авианосное базирование, с одним креслом.
- Rafale N, первое название Rafale BM — авианосное базирование, с двумя креслами.
В настоящее время производитель продает такие истребители, как Rafale B, Rafale C и Rafale M.
5. Боевое применение
- Война в Афганистане, весной 2007 года.
- Война в Ливии в 2011 году.
6. Тактико-технические характеристики
6.1 Технические характеристики
- Экипаж, чел: 1 — 2
- Длина, см: 1530
- Размах крыла, см: 1090
- Высота, см: 530
- Площадь крыла, м²: 45,7
- Масса пустого, т: 10
- Нормальная взлетная масса, т: 14, 71
- Максимальная взлётная масса, т: 24,5
- Масса полезной нагрузки, т: 9,5
- Масса топлива во внутренних баках, т: 4,7
- Масса топлива в подвесных топливных баках, т: 6,7
- Двигатель: два турбореактивных двухконтурных с форсажной камерой SNECMA M88-2-Е4, сухая масса двигателя, кг: 897, тяга на форсаже, кгс: 2×7500, максимальная тяга, кгс: 2×5100, температура газов перед турбиной: +1577 °C (1850 K).
6.2 Лётные характеристики
- Максимальная скорость на большой высоте, км/ч: приблизительно 1900 (M=1,8)
- Боевой радиус, км: 1800
- Боевой радиус истребителя-перехватчика, км: 1093
- Практический потолок, км: 15,24
- Скороподъёмность, м/мин: 18 300
- Нагрузка на крыло, кг/м²: 326
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3,2/+9,0 g
- Тяговооружённость: 1,03.
6.3 Вооружение
- Пушечное: одна Nexter DEFA 791B, калибр 30 мм, темп стрельбы, выстр/мин: 2500, боезапас — 125 патронов OPIT с донным взрывателем.
- Ракеты: «воздух—поверхность» — Апач, Storm Shadow, ASMP с ядерной боевой частью, AM.39, AASM; «воздух—воздух»: MBDA Meteor, «Мажик» II, AIM-9, AIM-120, AIM-132, MICA.
6.4 Двигатель
Сначала истребители проходили испытания на базе двигателей F404. С 1996 года произошел выпуск в серию собственного двигателя производителя M88-2. Он является представителем пятого поколения. Состоит из таких ступеней, как: противовращение роторов, одноступенчатая турбина высокого давления, одноступенчатая турбина низкого давления, трехступенчатый КНД, пяти-шестиступенчатый компрессор высокого давления.
Тип двигателя: турбореактивный двухконтурный двухвальный двигатель с форсажной камерой. Состав — кольцевая камера сгорания с напылением из керамики, лопатки, изготовленные из титановых сплавов, газы перед турбиной разогреваются до +1580 °C, сопло и форсажная камера. Система управления FADEC. Диски и монокристаллические лопатки турбины изготовлены путем порошкового литья. Коробка агрегатов находится снизу.
- Форсированная тяга, кгс: 7440
- Удельный расход топлива, кгс в час: на форсаже — 1,75 кг, без форсажа — 0,875 кг
- Наружный диаметр, см: 78
- Длина, см: 350
- Масса, т: 0,88.