Большие десантные корабли проекта 775


Большие десантные корабли проекта 775 (кодификация NATO – Ropucha (жаба по-польски))  — это серия БДК, постройка которых производилась в Польской Народной Республике, в Гданьске, по заказу Военно-Морского Флота. Корабли необходимы для переброски грузов и войск, а также для высадки морского десанта на необорудованное побережье. Также в возможности входит транспортировка разнообразных видов бронетехники. Им отведена главенствующая роль в десантном флоте РФ. До 1977 года по классификации принадлежали к средним десантным кораблям. В дальнейшем планировалось их заменить БДК проекта 778, постройка которых ожидалась также в Гданьске. Но в 1992 году два корабля этого проекта в недостроенном виде разрезали на стапелях.

 

Содержание:

1. Фотографии
2. Видео
3. История

3.1 История разработки

3.2 История службы

4. Конструкция
5. Тактико-Технические характеристики

5.1 Основные характеристики

5.2 Вооружение

5.3 Десантные возможности

6. Состав серии

 

1. Фотографии

 

2. Видео

 

3. История

3.1 История разработки

Военно-Морскому Флоту было необходимо заменить устаревающие большие десантные корабли проекта 1171, созданные на основе сухогруза. Их последователи должны были быть спроектированными специально для десантных операций, обладать большей живучестью и мощностью вооружения. Новые корабли должны были по значимости встать между БДК проекта 1174 («Носорог») и средними десантными кораблями. Проектирование 775 осуществлялось в Польской Народной Республике.

 

3.2 История службы

БДК данного проекта неоднократно участвовали в разнообразных операциях, причем без потерь. В их число входят, например:

  •  Эвакуация граждан СССР из порта Аден во время гражданской войны в Адене в 1986 году.
  •  Эвакуация с острова Нокра (Эритрея, тогда Эфиопия) в 1991 году.
  •  Функционирование в качестве сухогрузов при обеспечении флотских частей на Сахалине, Камчатке и Курильских островах.
  •  Участие в международной кампании по оказанию помощи иностранным государствам в зонах военных действий в акватории Индийского океана.
  •  Доставка с апреля 2014 года по настоящее время грузов правительству Сирии (в рамках кампании Сирийский экспресс).

 

Весной 2014 года команда одного из кораблей этого проекта, «Константина Ольшанского», БДК Военно-Морских сил Украины, подняла Андреевский флаг. По состоянию на август 2014 года данное судно входит в 197 бригаду десантных кораблей ЧФ РФ.

 

4. Конструкция

Корабли серии оборудованы развитой кормовой надстройкой. На корме есть герметичный откидной лацпорт, необходимость в котором возникает при погрузке техники с пирса в случае швартовки кормой. Танковый трюм проходит по всей длине корпуса и соединяет лацпорт и носовую аппарель. При помощи носовой аппарели проходит десантирование амфибийной техники на воду в условиях четырехбалльного волнения.

 

5. Тактико-Технические характеристики

5.1 Основные характеристики

  • Водоизмещение: 2900 т (порожнее), 3450 т (нормальное), 4400 т (полное)
  • Длина: 112,5 м (наибольшая)
  • Ширина: 15 м (наибольшая)
  • Осадка: 3,7 м (при полном водоизмещении)
  • Двигатели: 2 дизельных двигателя, 3 × дизель-генератора, 16 ZVB 40/48
  • Мощность: 2 × 9600 л. с., 3 × 750 кВт
  • Движитель: 2 × кормовые выдвижные ВРК, 2 × ВФШ
  • Скорость хода: 17,5 узла (полная)
  • Дальность плавания: 3500 миль (на 16 узлах), 6000 миль (на 12 узлах)
  • Автономность плавания: 30 суток
  • Экипаж: 87 человек (8 офицеров).

5.2 Вооружение

  • Навигационное вооружение: НРЛС «Дон» или «Миус» или «Вайгач» или «Наяда»
  • Радиолокационное вооружение: РЛСО НЦ и ВЦ МР-302 «Рубка» (пр. 775/II) или
  • МР-352 «Позитив» (пр. 775/III), две РЛС МР-212/201
  • Радиоэлектронное вооружение: СУО МР-103 «Барс» или МР-123/176 «Вымпел» (пр. 775/III), СУО ПС-73 «Гроза», 2 × 82 мм ПУ комплекса ПК-16 и комплекс РЭБ МП-405 «Старт» (пр. 775/III)
  • Артиллерия: 2 × АК-725 или 1 × АК-176 (пр. 775/III)
  • Зенитная артиллерия: 2 × АК-630М (пр. 775/III)
  • Ракетное вооружение: 2 × А-215 «Град-М» (всего – 320 НУРС), 2 × ПЗРК «Стрела-3» или «Игла».

 

5.3 Десантные возможности

БДК проекта 775 способны перевозить 10 танков и 225 десантников либо усиленную роту морских пехотинцев. Масса грузового отсека – до 480 т, его размеры – 95×4,5×4,5 м. Жилые места для десантников располагаются в 4-местных офицерских каютах и в кубриках.

 

6. Состав серии

Постройка больших десантных кораблей проекта 775 производилась с 1974 по 1985 гг. Постройка головного корабля «СДК-47» (заводской номер — 1)  была осуществлена в 1974 году в Польской Народной Республике. Всего в этом проекте было построено 25 кораблей, а в проекте 775М (с модернизированным вооружением) – 3 корабля. Один из кораблей 775 был экспортом отправлен в Йемен, в 1979 году.
 
Проект 775:

  • СДК-47 (БДК-47); Бортовой номер — 134; Заводской номер — 775/1; Введен в эксплуатацию — 01.07.1974; Флот – БФ
  • СДК-48 (БДК-48); Бортовой номер — 061; Заводской номер — 775/2; Введен в эксплуатацию — 30.06.1975; Флот — ТОФ
  • СДК-63 (БДК-63); Бортовой номер — 083; Заводской номер — 775/3; Введен в эксплуатацию — 30.06.1975; Флот — ТОФ
  • СДК-90 (БДК-90); Бортовой номер — 058; Заводской номер — 775/4; Введен в эксплуатацию — 30.11.1975; Флот- ТОФ
  • СДК-91 (БДК-91), «Оленегорский горняк»; Бортовой номер — 012; Заводской номер — 775/5; Введен в эксплуатацию — 30.06.1976; Флот — СФ
  • СДК-181 (БДК-181); Бортовой номер — 083; Заводской номер — 775/6; Введен в эксплуатацию — 09.10.1976; Флот — ТОФ
  • СДК-182 (БДК-182), «Кондопога»; Бортовой номер — 027; Заводской номер — 775/7; Введен в эксплуатацию — 30.11.1976; Флот — СФ
  • СДК-183 (БДК-183), «Котлас»; Бортовой номер – 035; Заводской номер — 775/8; Введен в эксплуатацию — 15.03.1977; Флот СФ
  • СДК-197 (БДК-197); Бортовой номер – 055; Заводской номер — 775/9; Введен в эксплуатацию — 21.09.1977; Флот — ТОФ
  • СДК-200 (БДК-200); Бортовой номер – 011; Заводской номер — 775/10; Введен в эксплуатацию – 1977; Флот — СФ
  • СДК-55 (БДК-55), «Александр Отраковский»; Бортовой номер — 031; Заводской номер — 775/11; Введен в эксплуатацию — 30.07.1978; Флот — СФ
  • СДК-119 (БДК-119); Бортовой номер — н/д; Заводской номер — 775/12; Введен в эксплуатацию — 27.02.1979; Флот — ТОФ, ВМС Йемена.

 

Проект 775/II:

  • БДК-14; Бортовой номер – 070; Заводской номер — 775/13; Введен в эксплуатацию — 31.08.1981; Флот — ТОФ
  • БДК-101, «Ослябя»; Бортовой номер – 066; Заводской номер — 775/14; Введен в эксплуатацию — 19.12.1981; Флот — ТОФ
  • БДК-105; Бортовой номер – 125; Заводской номер — 775/15; Введен в эксплуатацию — 02.03.1982; Флот — БФ
  • БДК-98, «Адмирал Невельской»; Бортовой номер – 055; Заводской номер — 775/16; Введен в эксплуатацию — 28.09.1982; Флот – ТОФ
  • БДК-32; Бортовой номер – 039; Заводской номер — 775/17; Введен в эксплуатацию – 1982; Флот — СФ
  • БДК-43, «Минск»; Бортовой номер – 127; Заводской номер — 775/18; Введен в эксплуатацию — 30.05.1983; Флот — БФ
  • БДК-58, «Калининград»; Бортовой номер – 102; Заводской номер — 775/19; Введен в эксплуатацию — 09.12.1984; Флот — БФ
  • БДК-45, «Георгий Победоносец»; Бортовой номер – 016; Заводской номер — 775/20; Введен в эксплуатацию — 05.03.1985; Флот — СФ
  • БДК-56, «Константин Ольшанский», Бортовой номер – 402; Заводской номер — 775/21; Введен в эксплуатацию – 1985; Флот – ЧФ
  • БДК-60, «Александр Шабалин»; Бортовой номер – 110; Заводской номер — 775/22; Введен в эксплуатацию — 31.12.1985; Флот – БФ
  • БДК-64, «Цезарь Куников»; Бортовой номер – 158; Заводской номер — 775/23; Введен в эксплуатацию — 30.09.1986; Флот — ЧФ
  • БДК-46, «Новочеркасск»; Бортовой номер – 142; Заводской номер — 775/24; Введен в эксплуатацию — 30.11.1987; Флот — ЧФ
  • БДК-67, «Ямал»;  Бортовой номер – 156; Заводской номер — 775/25; Введен в эксплуатацию — 30.04.1988; Флот – ЧФ.

 

Проект 775/III:

  • БДК-54, «Азов»; Бортовой номер – 151; Заводской номер — 775/26; Введен в эксплуатацию — 12.10.1990; Флот — ЧФ
  • БДК-11, «Пересвет»; Бортовой номер – 077; Заводской номер — 775/27; Введен в эксплуатацию — 10.04.1991; Флот — ТОФ
  • БДК-61, «Королев»; Бортовой номер – 130; Заводской номер — 775/28; Введен в эксплуатацию — 10.07.1991; Флот – БФ.